СОСТАВ И СВОЙСТВА ВЯЗКОСТНЫХ ПРИСАДОК
Вязкостные присадки представляют собой полимеры или сополимеры, хорошо растворимые в масле, обладающие загущающей способностью и сильно повышающие индекс вязкости масла. Свойства этих присадок должны быть такими, чтобы, вязкость загущенного ими масла при низких теперату-рах не была бы слишком высокой и мало менялась при длительной работе двигателя. Поэтому присадки должны обладать достаточной стойкостью к механической и термоокислительной деструкции. Важными свойствами вязкостных присадок являются их хорошая совместимость с другими присадками и малая склонность к образованию лаков и нагаров. Для получения присадок необходимо иметь дешевое и недефицитное сырье.
По химической структуре используемые в настоящее время вязкостные присадки можно подразделить на две группы:
1) углеводородные полимеры и сополимеры;
2) производные ненасыщенных простых и сложных эфи-ров.
Представителями первой группы являются полиизобутилен (ПИБ), полибутилены, сополимеры а-олефинов (СПО), гидрированные сополимеры стирола с диенами (ССД), например с бутадиеном (ССБ), алкилированные полистиролы, сополимеры а-метилсти-рола с изобутиленом и др.; ко второй группе относятся полимеры простых винилалкиловых эфиров (винипол), полимеры сложных эфиров акриловой и метакриловой кислот - полиак-рилаты (ПА) и полиметакрилаты (ПМА) с алкильными радикалами различной длины.
Молекулярные массы вязкостных присадок обычно лежат в пределах 104-106, но в последнее время наметилась тенденция и к применению олигомеров с молекулярной массой 500- 6000.
Полимеры, используемые в качестве вязкостных присадок, должны быть однородны по молекулярным массам, т.е. должны обладать узким молекулярно-массовым распределением.
Вязкостные присадки представляют собой полимеры или сополимеры, хорошо растворимые в масле, обладающие загущающей способностью и сильно повышающие индекс вязкости масла. Свойства этих присадок должны быть такими, чтобы, вязкость загущенного ими масла при низких теперату-рах не была бы слишком высокой и мало менялась при длительной работе двигателя. Поэтому присадки должны обладать достаточной стойкостью к механической и термоокислительной деструкции. Важными свойствами вязкостных присадок являются их хорошая совместимость с другими присадками и малая склонность к образованию лаков и нагаров. Для получения присадок необходимо иметь дешевое и недефицитное сырье.
По химической структуре используемые в настоящее время вязкостные присадки можно подразделить на две группы:
1) углеводородные полимеры и сополимеры;
2) производные ненасыщенных простых и сложных эфи-ров.
Представителями первой группы являются полиизобутилен (ПИБ), полибутилены, сополимеры а-олефинов (СПО), гидрированные сополимеры стирола с диенами (ССД), например с бутадиеном (ССБ), алкилированные полистиролы, сополимеры а-метилсти-рола с изобутиленом и др.; ко второй группе относятся полимеры простых винилалкиловых эфиров (винипол), полимеры сложных эфиров акриловой и метакриловой кислот - полиак-рилаты (ПА) и полиметакрилаты (ПМА) с алкильными радикалами различной длины.
Молекулярные массы вязкостных присадок обычно лежат в пределах 104-106, но в последнее время наметилась тенденция и к применению олигомеров с молекулярной массой 500- 6000.
Полимеры, используемые в качестве вязкостных присадок, должны быть однородны по молекулярным массам, т.е. должны обладать узким молекулярно-массовым распределением.
Полиизобутилен - один из первых полимеров. Синтез полиизобутилена был осуществлен С. С. Наметкиным и М. Г. Руденко. Разработанная ими вязкостная присадка была названа «суперол». За рубежом вязкостные присадки на основе полиизобутилена выпускаются под названием опанол и эксонол. Для удобства применения полиизобутилен иногда выпускают в виде 20-30%-ных растворов в минеральном масле средней вязкости. Такая вязкостная присадка в США называется «паратон». Вязкость паратона при 98,9° С около 735 сСт, добавляют его к маслу в количестве 1-5%. В качестве вязкостной присадки применяется полиизобутилен молекулярного веса 15 000-25 000. Полиизобутилен низкомолекулярный П-20 представляет собой слаботекучую липкую массу плотностью около 0,88 г/см3 при 20° С, в минеральных маслах хорошо растворяется при 60-80° С в любых соотношениях. При добавке его в количестве 2%, например, в веретенное масло можно повысить вязкость последнего до вязкости автола. Полиизобутилен, обладая высокой загущающей способностью, в то же время устойчив к механической деструкции. Вместе с тем индекс вязкости рабочей жидкости с введением полиизобутилена повышается недостаточно эффективно. Одно и то же количество полиизобутилена, имеющего разный молекулярный вес, по разному действует на масляную основу: чем выше молекулярный вес присадки, тем сильнее увеличивается вязкость масла. Правильный выбор вязкостных присадок позволяет увеличить вязкость рабочей жидкости на маловязкой основе при рабочей температуре до требуемой величины, сохраняя пологость вязкостно-температурной кривой, свойственной маловязкому маслу.